Центр менеджмента качества → Полезная информация

Полезная информация

«Получение информации — это предпосылка к пониманию»
Мортимер Адлер

Сегодня процесс развития образования и общества ставит перед образовательными учреждениями задачу по созданию механизмов, обеспечивающих качество оказываемых образовательных услуг. Одним из таких механизмов является система менеджмента качества (СМК) для образовательных учреждений, в частности вузов.

Система менеджмента качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность.

Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO должна иметь:

  • политику, в которой сформулированы ее цели и задачи, а также принципы их достижения;
  • соответствующую политике систему взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов;
  • нормативную основу, соответствующую системе взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов, и представляющую собой совокупность непротиворечивых нормативных документов;
  • эффективный механизм реализации требований, регламентированных документами нормативной основы;
  • персонал организации должен обладать знаниями политики, нормативной основы, механизма реализации ее требований, а также умениями применять эти знания на практике. Требования, обусловленные политикой и нормативной основой системы, должны уважаться и соблюдаться.

 Вышеперечисленные составные части СМК могут быть для наглядности представлены в виде "Здания СМК" (рис.1)

                                                   Рисунок - Здание СМК

Система менеджмента качества не может быть внесена извне. Она может быть заботливо "выращена" руководством конкретного вуза и только при участии всего коллектива и его заинтересованности в повышении эффективности и результативности его деятельности. В рекомендациях XII Всероссийского совещания "Проблемы качества образования"" (2002 г.) подчеркивается "...важность формирования отраслевой системы управления качеством высшего профессионального образования, основанной на единых методических подходах и необходимость создания экспериментальных площадок по разработке и внедрению систем управления качеством на базе высших учебных заведений и УМО". Но в настоящее время отсутствует методология создания таких систем в российском образовании как на федеральномуровне, так и на уровне большинства высших учебных заведений. Поэтому вузы и ссузы должныразрабатывать ее самостоятельно, что сопряжено со значительными финансовыми и временными затратами.

Стоит отметить, что СМК не панацея, а всего лишь инструмент, средство, позволяющее достигнуть определенных успехов в организации. Но такие успехи возможны только в том случае, если СМК будет по-настоящему эффективной.